МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Крепкая семья» на 2014-2015 годы
Утверждено
Постановлением Главы Администрации
Брединского муниципального района
Челябинской области
от 18 ноября 2013 г. № 806-П
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Крепкая семья»
на 2014-2015 годы
ПАСПОРТ
Муниципальной программы
"Крепкая семья" на 2014 - 2015 годы
Наименование Программы | Муниципальная программа "Крепкая семья" на 2014-2015 годы |
Ответственный исполнитель муниципальной программы | Управление социальной защиты населения Брединского муниципального района |
Соисполнители Программы | Администрация Брединского муниципального района; БМЦРБ Брединского муниципального района; Отдел образования Брединского муниципального района; МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения»; Отдел МВД России поБрединскому муниципальному району. |
Основные цели | Цель Программы: через взаимодействие учреждений района создать комплексную систему профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для предупреждения социального сиротства и семейного неблагополучия. |
Основные задачи | Программа предусматривает решение следующих задач: - создание и развитие межведомственной системы комплексного разрешения проблем семьи; -- обеспечение адресной социальной поддержки, с учетом условий и факторов нуждаемости; - проведение диагностического обследования информирование информационного банка данных семей и детей, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия; - внедрение новых психолого-педагогических технологий в области профилактической и коррекционной работы с семьями и детьми; - создание общественного мнения по приоритет у семейного воспитания детей |
Целевые индикаторы показатели Программы | - снижение числа родителей, лишенных и родительских прав; - сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении в связи с улучшением и стабилизацией обстановки в семье (устранением факторов риска); |
Этапы и сроки реализации Программы | Реализация программы предполагается в один этап: 2014 – 2015 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 485,0 тыс. рублей из местного бюджета в том числе объем финансирования по годам составляет: 2014 год – 164,0 тыс. рублей,; 2015 год – 162,0 тыс. рублей, |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Функционирование комплексной системы профилактической коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми группы риска на территории Брединского муниципального района. Увеличение количества семей, выявленных на раннем этапе неблагополучия. Наблюдение положительной динамики в семьях Снижение числа родителей, лишенных родительских прав до 4чел.в год. Увеличение количества семей, снятых с учета в связи с улучшением и стабилизацией обстановки на 5 семей. Улучшение показателей здоровья детей группы риска. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Семья является основополагающим институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности (в сне, отдыхе, питании и т. п.); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т. п.); потребность в любви и уважении. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции.
Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К ним относятся: семьи с низким материальным достатком, семьи, ведущие асоциальный образ жизни, семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (имеют место конфликты, жестокое обращение, отчуждение, безразличие).
Необходимость разработки Программы вызвана тем, что во многих семьях сохраняются негативные тенденции, которые представляют серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности района. В настоящее время на территории Брединского муниципального района стоят на учете в Комплексном центре -155 семей, которые характеризуются наличием нескольких факторов риска и являются объектом районной программы "Крепкая семья". Из них 28 семьи ( в которых 49 ребенок) находятся в социально-опасном положении. Анализ результатов комплексной диагностики позволяет утверждать, что в комплексной реабилитации нуждаются 100 % семей, состоящих на учете, в регулярном патронировании - более 21 % семей, около 80 % семей находятся в трудной жизненной ситуации, 50 % - требуют длительной поддержки.
Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением цели и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий возникновения социального сиротства. Программа разработана в целях координации усилий и повышения эффективности мер по профилактике семейного неблагополучия.
Одной из причин семейного неблагополучия является слабая экономическая самостоятельность семей, что порождает большое число семей, находящихся в социально опасном положении, которые нуждаются в различных мерах социальной поддержки. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей.
Комплексная Программа "Крепкая семья" направлена на объединение усилий общества вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, призвана сделать так, чтобы семей и детей группы риска становилось меньше, а крепких и дружных семей - больше. Ценность программы, в комплексности и четкой межведомственной координации. Система реализации Программы позволит успешно решать поставленные задачи.
Комплексная реабилитация семей осуществляется через устранение причин, ведущих к алкогольной зависимости родителей, разрушению внутрисемейных связей, дестабилизации психологического климата в семье. Успешная реализация Программы напрямую зависит от эффективности взаимодействия специалистов различных ведомств и учреждений. Поскольку реабилитация включает в себя такие мероприятия, как организация лечения родителей от алкогольной зависимости, восстановление утраченных документов, содействие в трудоустройстве, оказание психологической помощи, по-прежнему остается актуальным вопрос согласования возможностей и разграничения компетенции органов и учреждений, участвующих в реализации Программы в вопросах комплексной реабилитации.
Для успешной реализации Программы необходимо:
- наладить систему мониторинга социальной среды на предмет выявления и контроля семей группы риска, и как следствие этого - увеличение количества выявляемых неблагополучных семей.
-систематически проводить обучающие семинары для специалистов, проводящих реабилитационные мероприятия, что позволит более качественно оказывать все виды помощи.
-наладить информационный обмен среди учреждений и ведомств, участвующих в реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности, расширение форм и методов профилактической работы с семьями и детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для предупреждения социального сиротства и семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в Брединском муниципальном районе.
2. Основные цели и задачи Программы,
Целью Программы является формирование эффективной комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для предупреждения социального сиротства и семейного неблагополучия, в Брединском муниципальном районе.
Для достижения указанной цели Программа предполагает решение следующих задач:
1) создание и развитие межведомственной системы комплексного разрешения проблем семьи, повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетними;
2) обеспечение адресной социальной поддержки, с учетом условий и факторов нуждаемости;
3) проведение диагностического обследования информирование информационного банка данных семей и детей, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия;
4) внедрение новых психолого-педагогических технологий в области профилактической и коррекционной работы с семьями и детьми;
5) создание общественного мнения по приоритет у семейного воспитания детей
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы рассчитаны на 2014 - 2015 гг. Реализация Программы проводится в один этап, на котором планируется:
1. Проведение организационной работы по исполнению основных мероприятий Программы (информирование участников реализации Программы о запланированных мероприятиях).
2. Проведение мониторинга социальной среды.
3. Осуществление реализации мероприятий Программы.
4. Система мероприятий муниципальной программы
Основные мероприятия Программы представлены в приложении Программы.
В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
1.Организационное обеспечение Программы.
Данный раздел Программы направлен на создание координации межведомственной работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, порядка выявления семей, находящихся в «группе риска»,
2.Реабилитационные мероприятия.
В ходе реализации данного направления будет вестись работа по профилактике и устранения семейного неблагополучия, определению направлений и формы работы с неблагополучной семьей.
3. Аналитическая работа.
В течение действия Программы будет проводиться анализ и оценка эффективности проведенных реабилитационных мероприятий
4. Информационно-методические мероприятия.
Разделом предусматривается организация публикаций и выступлений в СМИ представителей органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних об участии в Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства местного бюджета Брединского муниципального района.
Общий объем финансирования Программы составляет 326,0 тыс.руб., в том числе по годам:
2014 год – 164,0 тыс. рублей,;
2015 год – 162,0 тыс. рублей
6. Организация управления и механизм реализации Программы
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Брединского муниципального района осуществляет текущее управление реализацией Программы, координирует деятельность исполнителей Программы, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы, Готовит ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет механизм реализации Программы и размер затрат на реализацию программных мероприятий.
Курирование и координация важнейших направлений работ по настоящей Программе осуществляется заместителем главы района по социальной политике.
Исполнители Программы в процессе ее реализации систематически оценивают степень достижения поставленной цели, объемы финансирования, исполнение целевых показателей, вносят предложения о необходимости корректировки мероприятий Программы.
Контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы, осуществляют:
- главные распорядители бюджетных средств исполнителей мероприятий программы;
- Ревизионная комиссия Брединского муниципального района.
7. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы с указанием целевых индикаторов и показателей
Последовательное осуществление системы Программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в Брединском муниципальном районе.
Оценка результатов и социально-экономической эффективности Программы будет проводиться на основе системы показателей эффективности реализации мероприятий Программы (индикативных показателей), характеризующих состояние и динамику профилактики семейного неблагополучия в Брединском муниципальном районе за оцениваемый период приведенных в таблице.
№ п/п | Целевые индикаторы и показатели | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | Срок реализации программы | |
2014 год | 2015 год | |||||
1 | Снижение числа родителей, лишенных родительских прав (Количество родителей лишенных родительских прав за отчетный период) | чел. | 8 | 6 | 5 | 4 |
2 | Сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении- семей в связи с улучшением и стабилизацией обстановки в семье (устранением факторов риска)- количество семей СОП по состоянию на 01 число предшествующего года | Семей | 35 | 28 | 26 | 20 |
Достижение данных показателей возможно за счет охвата семей различными видами реабилитационных мероприятий из числа семей, состоящих на учете в едином банке данных Программы: | ||||||
количество детей, охваченных летними формами оздоровления (из числа детей находящихся в социально-опасных семьях и семьях «группы риска» в возрасте от 7 до 15) | чел. | 31 | 50 | 50 | 50 | |
количество родителей, которым оказана помощь в лечении и кодировании от алкогольной зависимости (из числа родителей, нуждающихся в данном виде помощи) | чел. | 2 | 4 | 5 | 5 | |
оказание адресной материальной помощи остронуждающимся семьям в реабилитационный период | чел. | 35 | 35 | 35 | 35 |
8. Финансово – экономическое обоснование муниципальной программы
Финансово-экономическое обоснование использования средств местного бюджета на реализацию муниципальной программы приведено в приложении 2 к муниципальной программе.
9.Методика оценки эффективности реализации Программы
Показатели социальной эффективности реализации Программы рассчитываются по каждому направлению.
ЭФ = Дн/факт :Дн/план, где
Дн факт - фактические показатели реализации мероприятий
Дн план - плановые показатели реализации мероприятий
Общий показатель эффективности реализации Программы рассчитывается как среднее арифметическое показателей эффективности по направлениям
N п/п | Значение показателей | Уровень эффективности реализации Программы |
1. | 1 и более | Высокий уровень эффективности |
2. | От 0,9 до 1 | Ожидаемый уровень эффективности |
3. | Ниже 0,9 | Низкий уровень эффективности |
N п/п | Показатели социально- экономической эффективности | Низкий уровень эффективности | Ожидаемый уровень эффективности | Высокий уровень эффективности |
1 | Снижение числа родителей, лишенных родительских прав |
|
|
|
2. | Уменьшение числа семей, находящихся в социально опасном положении |
|
|
|
| Количество детей, охваченных летними формами оздоровления (из числа детей находящихся в социально-опасных семьях и семьях «группы риска» в возрасте от 7 до 15) |
|
|
|
| Количество родителей, которым оказана помощь в лечении и кодировании от алкогольной зависимости (из числа родителей, нуждающихся в данном виде помощи) |
|
|
|
. | Оказание адресной материальной помощи остронуждающимся семьям |
|
|
|
Заместитель главы района
по социальной политике П.Н.Сульдин
Приложение
к муниципальной
программе
"Крепкая семья"
Брединского
муниципального района
Челябинской области
на 2014 - 2015 гг.
План мероприятий
муниципальной программы "Крепкая семья"
N п/п | Наименование мероприятия | Срок реализации | Источник финансирования | Планируемые объемы финансирования (тыс. руб.) | Исполнители мероприятий | Финансово-экономическое Обоснование расходов Программы | |||
Всего | 2014 г. | 2015 г. | |||||||
|
| ||||||||
1.1 | Формирование единого банка данных неблагополучных семей | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП КЦ УСЗН РОО БМЦРБ ОМВД |
| |
1.2 | Обмен оперативной информацией между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Брединского муниципального района | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП КЦ УСЗН РОО БМЦРБ ОМВД |
| |
1.3 | Организация и проведение межведомственного патронажа - экстренный патронат; - диагностический патронат | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП КЦ
|
| |
1.4 | Организация работы по раннему выявлению семей и детей группы риска. | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП
|
| |
1.5 | Организация работы "телефона доверия" | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП
|
| |
1.6 | Участие в работе комиссии по профилактике социального сиротства | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП КЦ УСЗН РОО БМЦРБ ОМВД |
| |
1.7 | Координация межведомственной работы органов и учреждений системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Брединского муниципального района | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП
|
| |
1.8 | Разработка индивидуальной программы реабилитации семьи, находящихся в социально-опасном положении | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
1.9 | Формирование социального паспорта семьи «группы риска», семьи СОП | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
1.10 | Разработка и реализация плана работы с семьей «группы риска» | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
1.11 | Разработка и реализация плана мероприятий по реализации программы реабилитации семьи и ребенка | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ РОО БМЦРБ
|
| |
1.12 | Утверждение индивидуальной программы реабилитации семьи, находящейся в социально-опасном положении | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП
|
| |
1.13 | Подготовка решения о постановке и снятия семьи с учета | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП
|
| |
|
| ||||||||
2.1 | Социально-экономическая реабилитация |
|
|
|
|
|
|
| |
2.1.1 | Оказание материальной помощи с учетом условий и факторов нуждаемости | В течение года | Из средств муниципальной целевой программы «Социальная поддержка населения Брединского муниципального района на 2014-2016 годы» |
|
|
| КЦ |
| |
2.1.2 | Оказание натуральной помощи промышленными товарами с учетом условий и факторов нуждаемости | В течение года | За счет сбора вещей бывших в употреблении |
|
|
| КЦ |
| |
2.1.3 | Приобретение канцелярских наборов для школьников к началу учебного года | 3 квартал | Из средств муниципальной программы «Социальная поддержка населения Брединского муниципального района на 2014-2016 годы» |
|
|
| КЦ |
| |
2.1.4 | Содействие в трудоустройстве подростков (из числа подростков трудоспособного возраста от 14 до 17 лет) в летнее каникулярное время |
| без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
2.2 | Социально-правовая реабилитация |
|
|
|
|
|
|
| |
2.2.1 | Консультирование семей и детей группы риска по социально-правовым вопросам | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
2.2.2 | Оказание помощи в оформлении документов, писем запросов | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
2.2.3 | Предоставление посреднической помощи по вопросам выплаты пособий, оформления льгот и субсидий | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
2.2.4 | Участие в судебных заседаниях в качестве свидетелей | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
2.2.5 | Информирование учащихся школ: | 2 квартал | без дополнительного финансирования |
|
|
| РОО |
| |
2.3 | Медико-социальная реабилитация |
|
|
|
|
|
|
| |
2.3.1 | Оздоровление детей, находящихся - на базе загородного лагеря "Спутник»; - в пришкольных лагерях; - на базе лагеря дневного пребывания: при МУ "Комплексный центр" «Орбита»» | 1,2 кварталы | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ РОО |
| |
2.3.2 | Организация санаторно-курортного оздоровления и в загородных лагерях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по путевкам, выделяемых МСО | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| УСЗН КЦ |
| |
2.3.3 | Организация фито-витаминной терапии детей группы риска в дошкольных и школьных учреждениях | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| РОО |
| |
2.3.4 | Содействие в проведении профилактических медико-социальных осмотров неорганизованных детей из неблагополучных семей группы риска | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| БМЦРБ КЦ |
| |
2.3.5 | Организация мероприятий по контрацепции женщин, оказавшихся в трудной ситуации, во избежание нежелательной беременности | В течение года | Местный бюджет | 6,0 | 4,0 | 2,0 | БМЦРБ КЦ
| 30 чел. Х 200 руб.= 6000 руб. | |
2.3.6 | Организация мероприятий по лечению от алкогольной зависимости родителей | В течение года | Местный бюджет | 50,0 | 25,0 | 25,0 | КЦ БМЦРБ
| Стоимость лечения и кодирования 5000 руб. | |
2.3.7 | Анализ состояния здоровья детей при постановке семей на учет в единый банк данных неблагополучных семей | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| БМЦРБ
|
| |
2.3.8 | Организация обеспечения молочными смесями детей из семей «группы риска» | 1 квартал | Местный бюджет | 270,0 | 135,0 | 135,0 | БМЦРБ
| 5 шт. в месяц на 1 ребенка Стоимость 1 бан. смеси 300 руб. .5шт.х30 чел.х300 руб.х6 мес. = 270,0 тыс.руб. | |
2.4 | Психолого-педагогическая реабилитация |
|
|
|
|
|
|
| |
2.4.1 | Организация и проведение индивидуальных и групповых консультаций - по психолого-педагогическому - по вопросам формирования нравственного образа жизни семьи, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков – психолого-педагогическое консультирование членов семей, имеющих детей и подростков, склонных к девиантному поведению | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| РОО КЦ БМЦРБ |
| |
2.4.2 | Изучение интересов, потребностей и досуга несовершеннолетних | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| РОО |
| |
2.4.3 | Оказание всех видов психологической помощи членам семей (психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция и т.д.) | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
2.4.4 | Представление характеристики на детей при постановке семей на учет в единый банк данных неблагополучных семей | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| РОО |
| |
2.4.5 | Исследование и диагностирование микроклимата в семьях стоящих на учете. Анкетирование семей | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
|
| ||||||||
3.1 | Совершенствование системы мониторинга и анализа состояния проблемы профилактики социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП |
| |
3.2 | Анализ выполнения службами и учреждениями района реабилитационных мероприятий | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
3.3 | Анализ проведенной диагностической работы с семьями | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
3.4 | Анализ и подготовка заключения об эффективности проведенных реабилитационных мероприятий | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП КЦ УСЗН РОО БМЦРБ ОМВД |
| |
3.5 | Составление аналитического материала по единому банку данных семей и детей группы риска | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП |
| |
| |||||||||
4.1 | Накопление и систематизация материалов в сфере работы с семьями группы риска | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ |
| |
4.2 | Оказание практической методической помощи участникам реализации программы (определение содержания, форм, методов и средств для проведения реабилитационных мероприятий) | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН ЗП |
| |
4.3 | Информационно-консультативная помощь семьям | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КЦ УСЗН РОО |
| |
4.4 | Публикации и выступления в СМИ | В течение года | без дополнительного финансирования |
|
|
| КДН и ЗП КЦ УСЗН РОО БМЦРБ ОМВД |
| |
| Итого: |
| Местный бюджет | 326 | 164 | 162 |
|
| |
Приложение 2
к муниципальной
программе
"Крепкая семья"
Брединского
муниципального района
Челябинской области
на 2014 - 2015 гг.
Финансово-экономическое обоснование на реализацию муниципальной программы
№ п/п | Наименование мероприятия | Объем затрат (тыс. руб) | Расчет затрат (тыс. руб) |
1 | Организация мероприятий по контрацепции женщин, оказавшихся в трудной ситуации, во избежание нежелательной беременности | 6,0 | Во избежание нежелательной беременности в неблагополучных семьях предусмотрено программой контрацепция женщин, которую проводит БМЦРБ 30 чел. Х 200 руб.= 6000 руб. |
2 | Организация мероприятий по лечению от алкогольной зависимости родителей | 50,0 | Предусмотрено лечение зависимых родителей в неблагополучных семьях. Стоимость лечения и кодирования 5000 руб. |
3 | Организация обеспечения молочными смесями детей из семей «группы риска» | 270,0 | 5 шт. в месяц на 1 ребенка из семей «группы риска» Примерная стоимость 1 банки молочной смеси - 300 руб. 5шт.х30 чел.х300 руб.х6 мес. = 270,0 тыс.руб. |
| Итого по программе | 326,0 |
|